Индекс административного давления на бизнес надо снижать
11 августа 2021 00:00:00

9 июля 2021 по инициативе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тверской области Антона Стамплевского состоялось обсуждение аналитического доклада, полученного при определении Индекса Административного давления на бизнес в 2021 году. В мероприятии приняла участие заместитель руководителя Тверского регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей  (РСПП) Вероника Сальникова.

Доклад был представлен Пузанковым Кириллом Максимовичем - руководителем проекта по разработке индекса Административного давления Института экономики роста имени Столыпина.

Докладчик рассказал о работе экспертов над федеральным Индексом административного давления, источниках данных и уровнях Индекса. Подробно остановился на основных показателях Индекса и результатах применения исследования как аналитического механизма и действенного инструмента для оценки и корректировки правоприменения и деятельности контрольно-надзорных органов на территории страны и в конкретном субъекте РФ.

Административное давление на бизнес – один из показателей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России. Индекс оценивает снижение репрессивности контрольно-надзорной деятельности, эффективность внедрения риск-ориентированного подхода, долю штрафов, назначенных без проверок, и сборы штрафов ведомствами. Индекс рассчитывается на основе данных региональных бизнес-омбудсменов, территориальных органов федеральных ведомств, Минэкономики, Росстата, судебной статистики, Единого реестра проверок и других открытых источников.

В Индексе исследуются данные по всем субъектам Российской Федерации и нескольким контрольно-надзорным органам, например, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роструд, МЧС, государственные жилищные инспекции, на долю которых приходится более 90% контрольных и надзорных мероприятий в России.

Принципиальные выводы по тверскому региону следующие. В связи с мораторием на проверки из-за пандемии коронавируса произошли количественные улучшения по сравнению с Индексом 2020. Проверки замещались иными формами контроля и надзора: рейды, контрольные закупки. Отмечена принципиальная позиция и последовательная работа прокуратуры Тверской области с контрольно-надзорными органами. Региональная прокуратура стала жестко рассматривать списки субъектов предпринимательской деятельности, предлагаемых к проверке, оценивать обоснованность и аргументацию контролеров. Как результат - снижение количества проверенных объектов до 3-х тысяч.
На фоне ограничения проверок и моратория в 2020 наметилась тенденция замены штрафов предупреждениями и даже отсрочек исполнения предписаний. Вместе со снижением количества проверок снизился объем и количество штрафов. Вместе с тем выросли штрафы по проверкам Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Россельхознадзора. Положительная динамика отмечена по Росприроднадзору, что оценивается как уменьшение давления, а также зафиксировано  улучшение показателей по проверкам МЧС.

Все контрольно-надзорные органы Тверской области понимают социальную и экономическую ответственность и значимость своей работы. С помощью Индекса можно объективно оценить результаты деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности могут проследить, происходит ли изменение отношения к предпринимателям. Очевидно, что дальнейший рост экономики региона невозможен без развития предпринимательства и малого бизнеса.

Позиция РСПП состоит в том, что бизнес должен быть полно и своевременно осведомлен о требованиях проверяющих, а также мог устранять свои нарушения и недоработки во внесудебном порядке без штрафных санкций. В Тверской области существенных изменений в поведении контрольно-надзорных органов пока не произошло. Необходимо и дальше развивать превентивную политику, продолжить внедрение замены штрафов предупреждениями для тех, кто впервые совершил правонарушение, снижать число рейдовых мероприятий и осмотров и других мероприятий, не подпадающих под понятие проверка. Добросовестный бизнес не должен постоянно чувствовать риск административного наказания и очень заинтересован в том, чтобы правоприменение по итогам контрольно-надзорных мероприятий было обоснованным и законным.

Поделитесь